Обратная связь микрофона: как ее избежать?


Звук обратной связи в акустике способен схватиться за уши любого: артиста, техников и целый зал слушателей. Особо достается звукорежиссерам. Именно их принято ругать за высокочастотный шум и вопрошать с укором: «Как ты это допустил?» Все понимают, что во время шоу ни у кого нет цели повредить уши зрителей или акустическую систему зала. Но случается всякое. Для этого мы собрали рекомендации для артистов и звукорежиссеров, чтобы избежать возникновения обратной связи или минимизировать ее.

 

Что такое обратная связь микрофона?

Обратная связь возникает, когда акустическая система и микрофон рециркулируют звук несколько раз и продолжают усиливать определенный диапазон частот. Причина: ни микрофон, ни драйверы колонок не имеют абсолютно ровной АЧХ в реальной работе. Если микрофон при повышении четкости «пикует» на 6 кГц, и вы применили кривую эквалайзера «улыбка» для акустической системы, то оба этих устройства усиливают высокие частоты.

Когда вы говорите в микрофон, акустическая система воспроизводит сигнал, который также снимается микрофонами и усиливается. Поскольку этот звук часто является отражением от поверхности в помещении, он возникает позже, чем исходный сигнал, и процесс может повторяться несколько раз.

 

Но это не самая большая проблема. Помещение, где вы работаете, также создает определенные частоты в зависимости от его геометрии. Это так называемые комнатные моды или акустические резонансы. Они вычисляются на основе длины, высоты и ширины помещения. Чем ближе форма помещения к кубу, тем больше эффект: каждое измерение накапливает энергию на определенной частоте, и, если они одинаковы, эта частота может резонировать достаточно громко. Комната, представляющая собой куб 5х5х5, будет накапливать 34 Гц и октавы этой частоты (68 Гц и 136 Гц).

 

Формула расчета довольно простая. Разделите скорость звука в метрах в секунду (≈340 м/с), на измерение комнаты в метрах, умноженное на два. Для комнаты кубической формы с измерением в 5 метров:

 

344 / (5 x 2) = 34,4 Гц

 

Это серьезная проблема, когда частоты отражений совпадают с частотами, звучащими в микрофоне и обратной связью драйвера. Они многократно увеличиваются и генерирует шум, которого мы все боимся.

 

Лучше предотвратить чем бороться

Лучше всего предупредить проблему до ее возникновения. В первую очередь, следует направить акустические системы в разные стороны от микрофонов и расположить исполнителя за основной акустической системой.

 

Имеет значение понимание характеристик микрофонов. Большинство специалистов использует направленные микрофоны: при прочих равных, кардиоидный микрофон имеет меньшую вероятность возникновения обратной связи, чем всенаправленный. Но имейте в виду, что гипер- и суперкардиоидные микрофоны, такие как Shure Beta58A или Sennheiser e935 более восприимчивы к звукам позади микрофона, поэтому не очень пригодны для начинающих пользователей в борьбе с обратной связью.

  

Диаграммы направленности Shure Beta 58A и Sennheiser e935.
Beta 58A довольно чувствителен к звуку позади микрофона на частоте 1 кГц и 500 Гц.

 

Кроме того, увеличение расстояния от рта исполнителя до микрофона фактически усугубит обратную связь, поскольку звукорежиссер будет вынужден добавить гейна для сохранения уровня сигнала. Поэтому, учите исполнителей правильно держать микрофон. Это действительно поможет в борьбе с обратной связью!

 

Но физику не натренируешь. Микрофоны на сцене получают сигнал от всех источников звука на сцене. Источник, который находится дальше, имеет меньшую громкость и задержку, примерно 0,34 миллисекунды на каждый метр расстояния (344 м/с, разделенный на 1000 миллисекунд = 0,34 мс/м).

 

Если на сцене выступают два вокалиста, оба микрофона будут «слышать» друг друга, но с задержкой между ними. Даже если один вокалист имеет меньшую громкость и задержка небольшая, произойдет некоторая гребенчатая фильтрация, что сделает частотную характеристику более рваной. Исходя из этого, большее количество открытых (неэкранированных) микрофонов на сцене увеличивает вероятность возникновения обратной связи. Способ исправить ситуацию – отключать неиспользуемые микрофоны и держать открытые микрофоны как можно дальше друг от друга.

 

Стоит помнить, что все направленные микрофоны обладают так называемым «эффектом близости». Из-за этого можно получить на 10–15 дБ больше выходного сигнала в низкочастотном диапазоне, при близком расположении. Если вокалист находится прямо у микрофона в помещении 6х6 метров, то система накапливает около 113 Гц избыточной энергии, и она может легко выйти из-под контроля. Использование фильтров обрезки низких частот на микшере или микрофоне может помочь контролировать эту энергию и снизить риск возникновения обратной связи.

  

Прозвон помещения

При накоплении избыточной энергии, эквалайзеры могут показать обрезку одной и той же частоты на большинстве каналов. Это сигнал к тому, чтобы проверить состояние изоляции помещения или «прозвонить» его. Для настройки изоляции помещения можно пригласить профессионала, но также можно использовать автоматический процессор, как например dbx DriveRack 260, способный автоматом подавлять обратную связь в случае ее возникновения.

 

Процесс на самом деле довольно прост и его можно выполнить самостоятельно. Большинство цифровых консолей предусматривают наличие RTA (англ. real time analyzer, анализатор спектра реального времени). Наличие RTA и графического или параметрического эквалайзера на выходе консоли позволяет проводить анализ акустического состояния помещения.

 

Процесс анализа стоит начать с подачи розового шума на акустику. Если возможности сгенерировать розовый шум нет, его можно скачать в свободном доступе. Розовый шум также известен как мерцательный (фликкер-шум), 1/f шум. Он является равномерно убывающим в логарифмической шкале частот. Например, мощность сигнала в полосе частот между 40 и 60 Герц равна мощности в полосе между 4000 и 6000 Герц. Спектральная плотность такого сигнала затухает на 3 децибела на каждую октаву и поэтому он подходит для анализа акустики помещения.

 

Затем возьмите простой измерительный микрофон, например, PreSonus PRM1,  и поместите его в анализируемое место в помещении и подключите к консоли без применения эквалайзера. Проверьте RTA для канала, к которому подключен микрофон. Розовый шум подразумевает равномерное распределение энергии, поэтому, если вы видите какие-то большие пики на анализаторе, это указывает на накопление (резонанс) сигнала в комнате. Если пик приходится на частоту в 300 Гц, стоит использовать графический эквалайзер, чтобы вывести уровень на 3 дБ на этой частоте.

 

Важно: если в АЧХ присутствует достаточно большая дыра, исправить ситуацию при помощи эквалайзера не получится, так как этот пробел может быть вызван геометрией помещения. Чтобы решить такую задачу нужно двигать акустику, но это отдельная тема.

 

Выявив пробелы в акустическом пространстве помещения и исправив ситуацию насколько это возможно, выключите розовый шум. Следующим шагом является подключение микрофонов к консоли и постепенное увеличение уровня сигнала до возникновения обратной связи. Эта частота (с обратной связью) видна на RTA и ее можно будет убрать при помощи выходного эквалайзера. Если консоль не оснащена таким анализатором, его можно загрузить на мобильный телефон. При необходимости этот процесс можно повторить.

 

Медленно выведите главный фейдер, пока не возникнет обратная связь. Эта частота будет выделяться на RTA, и вы сможете уменьшить ее на выходном эквалайзере. Если RTA на микшере нет, можно загрузить его на телефон.

 

Автоматическое подавление обратной связи

Все чаще производители музыкального оборудования предусматривают дополнительную функцию подавления обратной связи. Ее использование не требует специальных знаний или умений. Например, микшерный пульт QSC TouchMix имеет автоматическую настройку помещения и фильтры подавления обратной связи. Работает это предельно просто – нажмите кнопку и прибор устраняет обратную связь при ее обнаружении. Это полезная функция для живых сетапов. Но если вы не готовы к автоматизированному удалению обратной связи, то можно использовать ее для распознавания частот и вырезки отдельных областей сигнала.

Интерфейс TouchMix с автоматическими фильтрами обратной связи

 

Помимо всего перечисленного, существует множество инструментов и программных приложений, которые помогут стабилизировать звуковую систему и сделать ее менее подверженной обратной связи.

 

Следите за обновлениями блога djshop.by, впереди вас ждет много интересного из мира живого звука!

 
Микрофоны с кардиоидной диаграммой направленности >

 

Отзывы

Сообщения не найдены

Оставить отзыв
Добро пожаловать!
Выберите ваш регион: